Четверг, 16.05.2024, 18:43

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход


Формирование сенсорных способностей у младших дошкольников через игровые формы работы.

 

С.П.Козлова

Сборник

Формирование сенсорных способностей у младших дошкольников через игровые формы работы.

 

В сборнике представлены: игры и наглядный материал по сенсорному развитию младших дошкольников.

  Пособие предназначено для дошкольников и может быть использовано при коллективной и индивидуальной форме обучения. Материал пособия адресован воспитателям ДОУ, родителям.

 

Содержание:

 

 

Введение……………………………………………………………………….…3

1.Дидактические игры по развитию сенсорных представлений у детей
с 2-3лет…………………………………………………………………………..5

2. Картотека дидактических игр………………………………………………..8

Заключение ……………………………………………………………...............15

Список литературы………………………………………………………………16

  Введение

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).
Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

 Дидактические игры по развитию сенсорных представлений у детей с 2до 3лет.

  Игра № 1. «Мышкин дом».

Создание игры: Берем пластиковые кубики из детского конструктора (четыре основных цвета: синий, красный, зеленый, желтый). Затем в каждом кубике в середине с одной стороны вырезаем дырку, будто это вход в норку мышки. Чтобы сшить мышек берем ткань синего, зеленого, желтого и красного цвета. Вырезаем треугольник, сшиваем две стороны, так чтобы получился конус. Затем в получившийся конус набиваем ткань или поролон для придания объема. Далее зашиваем конус, округляя и делая попу мышки, на середине шва вставляем хвостик в виде шнурка или веревочки черного цвета. Затем пришиваем глазки и носик из бусинок, можно использовать глазки и носик уже готовые, которые продаются в магазине для творчества.

 Цель игры: Изучение основных цветов (синий, зеленый, желтый, красный). Знакомство с геометрической фигурой — квадрат. Материал: пластмассовые кубики разных цветов (синий, зеленый, желтый, красный). Игрушечные мышки синего, зеленого, желтого, красного цвета.

Ход игры: На стол ставятся квадрат синего цвета (домик для мышки). Проговаривается что это квадрат, дается время на изучение и рассматривание квадрата, объясняем, что у квадрата все стороны равны, проговариваем какого цвета у нас квадрат. Затем обращаем внимание детей на дырочку в квадрате. Включаем в игру мышку синего цвета. Показываем, как она может заходить и выходить из домика, проговариваем цвет (синий) мышки. Даем каждому ребенку попробовать, как заходит и выходит мышка из дома, просим, чтоб повторили цвет кубика и мышки. После того как дети хорошо изучили один цвет, включаем в игру постепенно другие цвета, всегда напоминая, что домик у нас квадрат.

Игра № 2 «Солнышко лучистое».

Создание игры: Берем желтую бумагу, приклеиваем её на плотный картон, далее вырезаем круг. Заем внутри круга рисуем глазки, носик и ротик, даем высохнуть краскам. Так же можно взять заготовки из интернета. Подбираем бельевые прищепки синего, красного, зеленого и желтого цвета, так что бы они легко отрывались для ребенка. Материалы: круг в виде солнышка, только без лучиков. Прищепки разных цветов (синий, желтый, красный, зеленый).

Цель игры: Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в умении различать и правильно называть цвета. Закреплять знания о желтом цвете.

Ход игры: На круг прищипываются прищепки разного цвета в разном порядке. Детям дается задание посмотреть, что не так с солнышком. Предложить убрать лишние лучики, при этом называя цвет лучика, который убирают.

Игра № 3 «Интересные замочки».

Создание игры: Берется гладкая фанера, на ней с помощью лобзика выпиливаются шесть окошечек. Выпиленную часть с помощью маленьких дверных петлей прикрепляем обратно к фанере, так что бы получились дверки. На первую дверку прикручиваем маленькую ручку. Во второй дверки делаем дырку посередине в низу, чтоб можно было привязать веревку для открывания. На третью дверь устанавливаем замок с поворотным механизмом. На четвертую щеколду. На пятую дверную цепочку. На шестую крючок для дверей. Замки могут быть разнообразными, количество дверок может отличаться.

Цель игры: Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в умении открывать и закрывать различные виды замков. Материал: Панель с различными способами закрывания дверей.

Ход игры: Привлечь внимания к игре, затем попросить каждого ребенка открыть и закрыть все замочки на дверках. Если сделать сзади фанерки маленькие полочки можно прятать туда различные предметы и затем просить детей найти, что спрятали, при этом будут меняться цель, мотивация и ход игры.

Игра № 4 «Волшебные баночки».

Создание игры: Берем пять различных по величине пузырьков. Подбираем нужную нам по размеру доску (можно фанеру или пластиковую панель), обклеиваем самоклеящейся пленкой или красим краской, если это нужно. Из цветной бумаге вырезаем синий и зеленый квадрат один больше другого. Вырезаем также желтый и красный треугольники. Вырезаем красный круг. Приклеиваем на доску геометрические фигуры. Затем откручиваем крышки от баночек и с помощью шурупов прикрепляем резьбой вверх, так чтоб можно было сверху закрутить баночку. На дно баночки приклеиваем соответствующую геометрическую фигуру, что и под крышкой.

Цель игры: Развивать мелкую моторику рук. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник). Закреплять знания об основных цветах (синий, зеленый, красный, желтый).Упражнять в сравнивании баночек по размеру, по высоте. Материалы: Панель, на которой прикреплены разные по величине и объему баночки.

Ход игры: Привлечь внимание к игре. Попросить каждого ребенка выбрать себе понравившуюся баночку. Спросить, какую фигура, какого цвета каждый выбрал. Внимательно посмотреть у кого самая большая, самая маленькая баночка, затем поставить по возрастанию, по убыванию баночки.

 Картотека дидактических игр

1 Дидактическая игра "Найди и назови".

Дидактическая задача: Знакомить детей с характерными явлениями природы для осени: жёлтые листья.

Материал: осенние листья.

2Дидактическая игра " Найди флажок".

Дидактическая задача: Знакомить детей с красным цветом предметов. Учить детей узнавать и называть красный флажок.

Материал: флажки.

3Дидактическая игра "Найди и назови"

Дидактическая задача: Научить детей узнавать и называть овощи. Обращать внимание на их цвет: помидор красный, репа жёлтая.

Материал: овощи.

4 Дидактическая игра "Парные картинки"

Дидактическая задача: Учить детей находить одинаковые картинки с изображением овощей, называя их цвет: красный, жёлтый.

Материал: парные картинки с изображением овощей.

5 Дидактическая игра "Найди такой же"

Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по цвету: красные к красным, жёлтые к жёлтым.

Материал: кубики красного и жёлтого цвета.

6 Дидактическая игра "Подбери пёрышко"

Дидактическая задача: Учить детей называть и различать красный и жёлтый цвета. Учить детей группировать предметы по цвету.

Материал: картинка с изображением петуха с пышным хвостом, не раскрашеннным, где перья- прорези. Перья двух цветов: красный и жёлтый.

7 Дидактическая игра "Собери и назови какого цвета"

Дидактическая задача: Знакомить детей с зелёным цветом предметов. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является основным признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал: пирамидки зелёного цвета, состоящие из колец одного размера.

8 Дидактическая игра "Посадим цветы у домиков"

Дидактическая задача: Учить детей соотносить разнородныек предметы по цвету: красные цветы к красному дому, жёлтые цветы к жёлтому дому на зелёной полянке. Упражнять детей в различении цветов: красный, жёлтый, зелёный.

Материал: домики, цветы, полянка.

9 Дидактическая игра "Помоги матрёшкам найти свой домик"

Дидактическая задача: Продолжать учить детей различать и называть красный, жёлтый, зелёный и синий цвета. Учить детей соотносить разнородные предметы по цвету: синюю матрёшку к синему домику и т. п.

Материал: домики и матрёшки основных цветов.

10 Дидактическая игра"Помоги матрёшкам найти свои бусы"

Дидактическая задача: Упражнять детей в различении основных цветов. Продолжать учить детей соотносить разнородные предметы по цвету: красные бусы к красной матрёшке и т. п.

Материал: матрёшки и бусы основных цветов.

11Дидактическая игра "Разноцветные бусы"

Дидактическая задача: Учить детей чередовать предметы по цвету: красный, жёлтый, зелёный.

Материал: бусины красного, жёлтого и зелёного цветов.

12 Дидактическая игра "Выкладывание из мозаики на тему"Гусята пошли на речку гулять""

Дидактическая задача: Знакомить детей с синим цветом предметов. Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов.

Материал: элементы жёлтой и синей мозаики.

13 Дидактическая игра "Поручения"

Дидактическая задача: Учить детей называть и различать игрушки, обозначая их основные цвета.

Материал: мячи-красный и синий, ёлка- зелёная, машины- синяя и красная.

14 Дидактическая игра "Разложи по цвету"

Дидактическая задача: Учить детей группировать однородные объекты по цвету.

Материал: грибы с разными по цвету шляпками: по три гриба каждого цвета.

15 Дидактическая игра "Подбери ниточку для шарика"

Дидактическая задача: Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: красную нитку к красному шарику и т. п.

Материал: демонстрационный материал: фланелеграф, полоски и круги из цветного картона.

16 Дидактическая игра "Подбери блюдца к чашкам"

Дидактическая задача: Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: жёлтое блюдце к жёлтой чашке и т. п.

Материал: фланелеграф, блюдца и чашки из картона.

17 Дидактическая игра "Подбери по цвету"

Дидактическая задача: Закреплять удетей умение подбирать предметы по цвету.

Материал: у каждого ребёнка карточка, разделённая на 4 клетки основных цветов, мелкие игрушки тех же цветов.

18 Дидактическая игра "Спрячь мышку"

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении подбирать предметы по цвету: синяя дверь к синему домику, где живёт мышка и т. п.

Материал: Карточки большие и маленькие в середине с мышкой, двери тех же цветов, игрушка- кошка.

19 Дидактическая игра "Составь картинку"

Дидактическая задача: Учить детей составлять картинку целого предмета из двух- четырёх частей.

Материал: разрезанные картинки-прдметные, образцы.

20 Дидактическая игра "Сложи цветок"

Дидактическая задача: Продолжать учить детей составлять целые предметы из трёх частей.

Материал: разрезные цветы основных цветов.

Дидактические игры по ознакомлению детей с величиной предметов.

1 Дидактическая игра "Составь из башенку"

Дидактическая задача: Учить детей называть и различать величину предметов: большой, маленький. Развивать у детей понимание этих слов.

Материал: Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.

2Дидактическая игра "Что там? "

Дидактическая задача: Учить детей сопоставлять предметы по величине: маленькая, большая.

Материал: матрёшки: большая двухместная и маленькая неразъёмная.

3 Дидактическая игра "Какой мяч больше"

Дидактическая задача: Учить детей находить разные по величине предметы, называя их основные свойства: величину и цвет.

Материал: большие и маленькие мячи.

4Дидактическая игра "Найди и назови"

Дидактическая задача: Знакомить детей с характерными явлениями природы для осени: жёлтые и красные листья. Учить детей называть и различать предметы по величине: большие, маленькие.

Материал: листья большие и маленькие.

5 Дидактическая игра "Соберём пирамидку"

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путём накладывания одного предмета на другой.

Материал: пирамидки из пяти колец; два кольца одинаковой величины.

6 Дидактическая игра "Разложи- ка кубики"

Дидактическая задача: Учить детей группировать объекты по величине: большие, маленькие.

Материал: большие и маленькие кубики красного цвета.

7 Дидактическая игра "Узнай и назови"

Дидактическая задача: Учить детей узнавать и называть овощи.

Учить детей группировать овощи по величине.

Материал: большие и маленькие овощи.

8 Дидактическая игра "Разложи по величине"

Дидактическая задача: Продолжать учить детей группировать предметы по величине.

Материал: Грибы из картона разной величины.

9 Дидактическая игра "Большие и маленькие"

Дидактическая задача: Продолжать учить детей называть и различать предметы на картинках по величине.

Материал: картинки с изображением разных по величине предметов.

10 Дидактическая игра "Подбери блюдца к чашкам"

Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по величине: большие блюдца к большим чашкам, маленькие блюдца к маленьким чашкам.

Материал: фланелеграф, блюдца и чашки из картона разной величины.

11 Дидактическая игра "Помоги матрёшкам найти свой домик"

Дидактическая задача: Продолжать учит детей соотносить предметы по величине: большую матрёшку к большому дому, маленькую матрёшку к маленькому дому.

Материал: Матрёшки и домики разной величины.

12 Дидактическая игра " Помоги матрёшкам найти свои бусы"

Дидактическая задача: Продолжать учить детей соотносить предметы по величине.

Материал: бусы и матрёшки разной величины.

13 Дидактическая игра "Собери бусы"

Дидактическая задача: Учить детей чередовать элементы по величине.

Материал: Леска, бусины разной величины.

14 Дидактическая игра "Помоги матрёшкам найти свою ленту"

Дидактическая задача: Учит детей соотносить предметы по величине: большой матрёшке широкую ленту, маленькой матрёшке узкую ленту. Учить детей различать и называть величину предмета: узкая, широкая.

Материал: Матрёшки, ленты- широкая, узкая.

15 Дидактическая игра "Поручения"

Дидактическая задача: Учить детей узнавать и называть игрушки, обозначая их свойства- цвет, величину- большие, маленькие, узкие, широкие.

Материал: игрушки разной величины.

16 Дидактическая игра "Как машины зверят катали"

Дидактическая задача: Продолжать учить детей соотносить предметы по величине: большие зверята на большой машине, маленькие зверята на маленькой. У зайца короткий хвост, у лисы длинный.

Материал: машины и игрушки разной величины.

17 Дидактическая игра "Поможем кукле Кате одеться на прогулку"

Дидактическая задача: Учить детей запомнить название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку, обозначая их цвет, величину: шапка- маленькая, шарф- длинный, сапоги- короткие.

Материал: кукла с комплектом одежды.

18 Дидактическая игра "Украсим ёлочку игрушками"

Дидактическая задача: Учить детей называть величину предметов, украшающих ёлку.

Материал: фланелеграф, ёлка и игрушки из цветного картона.

19 Дидактическая игра "Кто топает"

Дидактическая задача: Упражнять детей в назывании величины предметов: большой медведь топает громко, маленький тихо.

Материал: ширма, игрушки-медведи разной величины.

20 Дидактическая игра "Узкий, широкий"

Дидактическая задача: Уточнить представление детей о величине: узкий, широкий.

Материал: цветы с узкими и широкими листьями.

Дидактические игры по ознакомлению детей с формой предметов.

1 Дидактическая игра "Найди свой домик"

Дидактическая задача: Учить детей ощупывать контур и отверстие геометрических фигур.

Материал: игра- панно с отверстиями, вкладыши геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

2 Дидактическая игра "Узнай и назови"

Дидактическая задача: Знакомить детей с круглой формой предмета.

Материал: помидор, яблоко, апельсин.

3 Дидактическая игра "Соберём башню из колец"

Дидактическая задача: Учить детей определять круглую форму предмета, ощупывая её пальцами.

Материал: пирамидки.

4 Дидактическая игра "Бусы для кукол"

Дидактическая задача: Продолжать учить детей называть круглую форму предмета. Материал: бусины, леска, куклы.

 

 

 

  Заключение

 

 Сборник дидактических игр предназначен для детей младшего дошкольного возраста.
Может быть использован в НОД педагогами, а также родителями. 

Игры, упражнения собранные в сборнике, способствуют умственному развитию, творческому потенциалу младших дошкольников.

  Список литературы:
1.Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]: Учеб, пособие / В.П. Арсентьева – М.: ФОРУМ, 2013.-С.100- 109

2. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст]: Учеб, пособие / Т.В. Башаева.- М.: Просвещение, 2015. – 80с.

 3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проспект: Культура, 2015. - С.157-159

4.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада. – 2-е изд., дораб. / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2013. – 169с.

5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2014.- С.3-5

6. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Книга для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер. - М.: 2014. – 109с.

7.Выготский, Л.С. Психология [Текст]: / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2010. – 859с.

8. Даутова, В.Х Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр [Электронный ресурс] / Проект младшая группа - Режим доступа- http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitierechi/rukovodstvo-protsessom-formirovaniya-struktury-slozhnykh-predlozheniy-v-0- Заголовок с экрана

 9. Дидактические игры одно из средств умственного воспитания детей младшей группы [Электронный ресурс] - Режим доступа- http://centrzdorovjay.edusite.ru/DswMedia/didakticheskieigryi.pdf - Заголовок с экрана 44

10. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст]: Дошкольное воспитание и развитие / Н.А Виноградова – М.: Айрис-пресс, 2015.- С.77-289

11. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2013. – 98с.

12. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы [Электронный ресурс]: Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - Режим доступа - http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html – Заголовок с экрана

13. Методические рекомендации для родителей воспитанников младшего дошкольного возраста "Сенсорное воспитание» [Электронный ресурс] / Методическая разработка - Режим доступа - http://nsportal.ru/detskiysad/materialy-dlya-roditeley/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-roditeleyvospitannikov- Заголовок с экрана

14. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ГНОМ и Д, 2014. – 96 с.

15 Мухина, В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология. [Текст]: Учёное пособие для студентов пед. институтов / В.С. Мухина, Л.А. Венгер.- 2-ое изд. перераб. и доп.-М.: Просвещение, 2014 - C.221-235.

16. Никитин, Б.П. Развивающие игры. [Текст]: Учебное пособие / Б.П. Никитин – 5-ое изд. допол. - М.: Знание, 2012 – 39с.

17. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст]: Учебное пособие / Э.Г. Пилюгина.- М.: Политиздат, 2013. – 198с.

18. Плеханов, А. Теория и практика Марии Монтессори [Текст]: / А. Плеханов // Журнал Дошкольное воспитание. – 2015.-№10. – с. 66 – 70.

19. Поздоровкина, Н.В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр [Электронный ресурс] / работа с 45 дошкольниками. - Режим доступа- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/sensornoerazvitie-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-didakticheskih - Заголовок с экрана

20. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста [Текст]: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Э.Г. Пилюгина, - М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2010. – 135с.

21. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика [Текст]: Конспект лекций / Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева, С.В. Ассаулова.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.- С.277- 346.

22. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Ф.С. Сохиной, Н.Н. Подьяковой. - М.: Просвещение, 2013.- С.6-9

 23. Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх в условиях ДОУ [Электронный ресурс]: работа с дошкольниками. - Режим доступа- http://webspier.ru/doc/879654- Заголовок с экрана.

24. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] / А.П. Усова //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2015.

25. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей [Текст]: сост. Предисловия Л.В. Волубцева. – М.: Карапуз, 2011.

26. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Янушко.- М.:Мозаика-Синтез,2012. – 72с.

 

 

Категория: Для Вас родители | Добавил: VBugay (28.10.2019)
Просмотров: 134 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0

Поиск

Вход на сайт

Полезные ссылки



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Управление образования Мариинского района

Единый портал государственных и муниципальных услуг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Департамент образования

Администрация Мариинска

Центр мониторинга

Газета ВПЕРЕД

Гос Услуги КО

КРИПиПР

ФИПИ

Официальная Россия

Статистика