Консультация для родителей по теме: Развиваем пальчики - улучшаем речь.
Важнейший вопрос, возникающий у родителей, - «Как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе?». Ответ прост: развивать мелкую моторику пальцев, которая находится в теснейшей связи с развитием головного мозга. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать, как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить мелкий и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие.
Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитие мелкая мускулатура. После 5 лет, дети могут изобразить движения « ладонь-кулак-ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть. Ребенку необходимо ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Для развития мелкой моторики полезно:
1.Различные виды мозаик.
2.Разнообразные конструкторы.
3. Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры.
4. Цветные клубочки ниток для перематывания.
5. Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов и плетения «косичек».
6. Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).
7. Палочки деревянные, пластмассовые для выкладывания узоров.
8.Семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для укладывания узоров (с мелкими предметами дети должны играть только в присутствии взрослых).
9. Пластилин.
10. Игры с бумагой (плетение, складывание).
11.Разнообразный природный материал.
12.Ручки, фломастеры, карандаши.
13. «Ежики» Су-Джок. Шарики можно катать по пальцам, по ладошке, от подушечек пальцев до локтя.
Это способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики рук.
|