Среда, 27.11.2024, 20:11

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход


Вопросы и ответы

ФГОС ДОУ: вопросы и ответы

 

 

  Когда введен ФГОС?

С  1  января  2014  года  введен  в  действие  Федеральный  государственный 

образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). 

 Что   такое   ФГОС?  

Федеральный  государственный  стандарт  дошкольного  образования  (ФГОС 

ДО)  устанавливается  в  Российской  Федерации  в  соответствии  с  пунктом  6 

части  1  статьи  6  Федерального  закона  от  29  декабря  2012  г.  N  273-ФЗ  "Об 

образовании  в  Российской  Федерации"   и  представляет  собой  «совокупность 

требований,      обязательных       при     реализации      основных       образовательных 

программ       дошкольного         образования        (ООП      ДО)      образовательными 

учреждениями,  имеющими  государственную  аккредитацию». 

С  официальным  приказом  о   введении   в  действие   ФГОС   ДО   и   текстом   Стандарта   можно 

познакомиться на сайте Министерства образования и науки РФ - подробнее...

С чем связано введение ФГОС ДО? 

Введение  ФГОС связано с  тем,  что настала  необходимость  стандартизации 

содержания  дошкольного  образования,  для  того  чтобы,  обеспечить  каждому 

ребенку  равные  стартовые  возможности  для  успешного  обучения  в  школе. 

Однако      стандартизация       дошкольного       образования      не    предусматривает 

предъявления       жестких     требований      к  детям     дошкольного      возраста,     не 

рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. 

Для кого написан ФГОС , с какой целью? 

ФГОС  написан  для  всех  участников  образовательного  процесса  (педагогов, 

воспитанников,       их    родителей      (законных      представителей),      социальных 

партнеров, общественности) и  направлен на достижение следующих целей: 

          •   повышение социального статуса дошкольного образования; 

          •   обеспечение  государством  равенства  возможностей  для  каждого 

             ребенка в получении качественного дошкольного образования; 

          •   обеспечение      государственных        гарантий      уровня     и   качества 

             дошкольного       образования      на    основе    единства     обязательных 

             требований      к  условиям     реализации     образовательных       программ 

             дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 

          •   сохранение   единства   образовательного   пространства   Российской 

              Федерации относительно уровня дошкольного образования.  

Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?  

    •  охрана и укрепление  физического и психического здоровья детей, в том 

       числе их эмоционального благополучия; 

    •  обеспечение  равных  возможностей  для  полноценного  развития  каждого 

       ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, 

       пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других 

       особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 

    •  обеспечение  преемственности  целей,  задач  и  содержания  образования, 

       реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; 

    •  создание  благоприятных  условий  развития  детей  в  соответствии  с  их 

       возрастными       и   индивидуальными        особенностями       и   склонностями, 

       развитие  способностей  и  творческого  потенциала  каждого  ребенка  как 

       субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 

    •  объединение      обучения     и  воспитания      в   целостный    образовательный 

       процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей 

       и принятых в обществе правил  и  норм  поведения  в интересах человека, 

       семьи, общества; 

    •  формирование  общей  культуры  личности  детей,  в  том  числе  ценностей 

       здорового     образа    жизни,     развитие    их   социальных,      нравственных, 

       эстетических,  интеллектуальных,  физических  качеств,  инициативности, 

       самостоятельности          и    ответственности        ребенка,      формирование 

       предпосылок учебной деятельности; 

    •  обеспечение   вариативности   и   разнообразия   содержания   Программ   и 

       организационных         форм      дошкольного        образования,      возможности 

       формирования         Программ       различной      направленности        с    учетом 

       образовательных       потребностей,      способностей      и  состояния     здоровья 

       детей; 

    •  формирование   социокультурной  среды,  соответствующей  возрастным, 

       индивидуальным,   психологическим   и   физиологическим   особенностям 

       детей; 

    •  обеспечение  психолого-педагогической  поддержки  семьи  и  повышения 

       компетентности       родителей      (законных     представителей)       в   вопросах 

       развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 

Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?  

   Стандарт выдвигает три группы требований:  

   1.  Требования      к    структуре      основной      образовательной        программы 

      дошкольного образования;  

  2.  Требования к условиям реализации основной образовательной программы 

      дошкольного образования; 

   3.  Требования к результатам освоения основной образовательной программы 

      дошкольного образования. 

Что является отличительной особенностью ФГОС ДО? 

     В   отличие   от   других   стандартов,   ФГОС   дошкольного   образования   не 

является      основой      оценки     соответствия       установленным        требованиям 

образовательной        деятельности      и    подготовки      обучающихся.        Освоение 

образовательных       программ      дошкольного      образования      не   сопровождается 

проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. 

     Стандарт    ДО    не   допускает     переноса    учебно-дисциплинарной          модели 

образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.  Новый документ ставит 

во главу угла индивидуальный подход  к ребенку через  игру, где происходит 

сохранение  самоценности  дошкольного  детства  и  сохраняется  сама  природа 

дошкольника.      Ведущими   видами   детской   деятельности   станут:   игровая, 

коммуникативная,             двигательная,           познавательно-исследовательская, 

продуктивная      и   др.   Необходимо      отметить,     что   каждому     виду    детской 

деятельности       соответствуют      определенные        формы      работы     с   детьми. 

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство 

взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка  –  это 

наиболее   естественный   и   эффективный   контекст   развития   в   дошкольном 

детстве. 

Какие   требования   к   результатам   освоения   основной   образователь ной 

программы дошкольного образования устанавливает Стандарт? 

     Требования  Стандарта  к  результатам  освоения  Программы  представлены  в 

виде  целевых  ориентиров  дошкольного  образования,  которые  представляют 

собой     социально-нормативные           возрастные      характеристики        возможных 

достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. 

К  целевым  ориентирам  дошкольного  образования  относятся  следующие 

социальные  и  психологические  характеристики  личности  ребёнка  на  этапе 

завершения ДО: 

            •   инициативность        и     самостоятельность        в     разных      видах 

                деятельности; 

            •   способность выбирать  себе род занятий; 

            •   уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно 

                относится к себе и к другим; 

            •   обладание чувством собственного достоинства; 

            •   взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 

            •   проявление      в  различных      видах    деятельности      воображения, 

                фантазии, творчества; 

            •   подчинение разным правилам и социальным нормам; 

            •   проявление творческих способностей; 

            •   способность  контролировать  свои  движения  (уровень  развития 

                крупной  и мелкой  моторики); 

            •   способность к волевым усилиям; 

            •   проявление любознательности; 

            •   склонность к наблюдению, экспериментированию; 

            •   способность к принятию собственных решений. 

       Таким   образом,   целевые   ориентиры   представляют   собой   не   оценку 

достижений      ребенка     в   жестких     рамках:    знания,    умения     и   навыки,    а 

представляют        собой     социальные       и    психологические        характеристики 

возможных достижений ребенка.  

       Важно,   чтобы   у   ребенка   к   окончанию   подготовительной   группы    в 

детском  саду  были  сформированы  волевая   и  мотивационная  готовность  к 

школе.  

Какие условия должны быть созданы в ДОУ  для реализации Программы ? 

     Для  реализации  основной  общеобразовательной  программы  необходимо 

создание       условий: кадровых,          финансовых,         материально-технических, 

психолого-педагогических,         а   так   же   создание     развивающей       предметно-

пространственной среды.  

     Результатом      реализации     этих    условий     будет    создание     комфортной 

развивающей        образовательной       среды,     которая     обеспечит      доступность 

качественного  дошкольного   образования,   духовно-нравственное   развитие  и 

воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья. 

Как изменятся взаимоотношения с родителями? 

     Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны 

участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и 

своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить 

важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными 

участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, 

независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто 

сторонними наблюдателями. 

     В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана: 

    •   информировать      родителей      (законных                представителей)  и 

общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих   для 

всего   образовательного   пространства   Российской   Федерации,   а   также      о  

Программе,      и  не  только  семье,  но        и      всем  заинтересованным  лицам, 

вовлечённым в  образовательную  деятельность; 

    •   обеспечить открытость дошкольного образования; 

    •   создавать  условия  для  участия  родителей  (законных  представителей)  в 

образовательной деятельности; 

    •   поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, 

охране и укреплении их  здоровья; 

    •   обеспечить  вовлечение    семей        непосредственно  в  образовательную 

деятельность,  в    том      числе      посредством          создания  образовательных  

проектов    совместно    с    семьёй    на    основе          выявления  потребностей  и 

поддержки образовательных инициатив семьи; 

    •   создавать  условия  для  взрослых  по  поиску,  использованию  материалов, 

обеспечивающих  реализацию  Программы,  в  том  числе  в  информационной 

среде,  а  также  для  обсуждения  с  родителями    (законными    представителями)   

детей вопросов, связанных с реализацией Программы. 

Категория: Образование | Добавил: VBugay (17.10.2019)
Просмотров: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Вход на сайт

Полезные ссылки



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Управление образования Мариинского района

Единый портал государственных и муниципальных услуг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Департамент образования

Администрация Мариинска

Центр мониторинга

Газета ВПЕРЕД

Гос Услуги КО

КРИПиПР

ФИПИ

Официальная Россия

Статистика